Число российских банков и микрофинансовых организаций (МФО), которые работают в Азии, можно пересчитать по пальцам одной руки. Приспосабливаться к изменчивой среде оказалось не так просто, еще сложнее это сделать в международном контексте. Даже при том, что во многих странах Азии действуют программы, задачей которых является повышение доступа ко всем видам финансовых услуг для населения и бизнеса.

Российские банки в Азии в основном обслуживают корпоративных клиентов, которые действуют в рамках межправительственных соглашений, касающихся преимущественно сырьевого сектора, работают в сфере экспортно-импортных операций.

Местные МФО кредитуют на короткие сроки как население, так и предпринимателей, нуждающихся в средствах для развития бизнеса. Рынок микрокредитования распределен неравномерно в странах региона. Например, есть развитые рынки микрокредитования (в Сингапуре и Брунее) и стремительно развивающиеся (Индонезия, Вьетнам и т.д. ). Российские МФО в основном пока только присматриваются к Азии. Сближение потребительских привычек, готовность покупать онлайн — все это должно позволить компаниям успешнее продвигать инициативы, эффективные и на российском рынке, и по всему миру.

Мобилизация займов

Россия и Азия имеют огромные отличия в культуре, истории, внешней политике, бизнесе. Объединяет их движение в сторону глобализации, развития экосистем и диджитализации.

За последний год многие местные микрофинансовые организации автоматизировали процессы, стали выдавать займы полностью автоматически, без использования человеческого ресурса. Филиалы сейчас остались в основном только у банков.

Азиатский регион находится под огромным влиянием Китая, одного из мировых лидеров в технологиях, что, конечно, не может не сказаться на темпах развития финансовой отрасли в Азии.

Мы отказались от филиалов, когда выходили в регион еще три года назад. Сейчас под брендом Money Cat работаем во Вьетнаме, на Филиппинах, выходим в этом году в Индию. Создали ИТ-инфраструктуру, которая позволяет масштабировать гибкие технологические решения: конфигурируемую микрофинансовую систему, центры обработки данных, платформы для веба и особенно для мобильного банкинга, что оказалось стратегически верным решением.

Количество заемщиков, использующих для подачи заявки мобильные онлайн-сервисы, в Азии сейчас доходит до 95%. Широкое использование мобильных телефонов для решения любых жизненных задач вообще является отличительной особенностью жителей стран Юго-Восточной Азии. Персональный компьютер здесь большая редкость: для многих это слишком дорогая покупка. Средняя скорость интернета в 30 Mbits (по сравнению с российским 70 Mbits) делает покупку стационарного компьютера вообще бессмысленной.

Что нужно знать про азиатские рынки

Уровень развития регулирования и надзора за рынком, управление рисками, бюро кредитной истории, каналы привлечения клиентов, обслуживание клиентов и взыскание долгов могут принципиально различаться в разных странах Азии.

В регулировании главным различием является либо слишком сильный контроль местного ЦБ, либо отсутствие регулирования вообще. Например, во Вьетнаме МФО оперируют под лицензией ломбардов, в Шри-Ланке МФО не проходят никакого процесса лицензирования вообще, а в Индонезии получение лицензии займет около года.

Покрытие бюро кредитной истории во многих странах региона составляет всего пару десятков процентов, тогда как в России этот показатель равен 100%. Активное кредитование населения началось только в течение последних пяти лет. Обмен информацией между различными ведомствами пока не автоматизирован. Например, регистры с некредитной информацией из налоговой не дают доступ для МФО, либо их просто не существует.

Процесс взыскания имеет специфику в силу менталитета местного населения. В очень многих странах Юго-Восточной Азии принято забирать у сотрудников мобильные телефоны в течение рабочего дня. Достигнуть контакта с клиентом в рабочие часы для финансовых организаций задача почти невозможная. Интенсивный поиск должников ведется по альтернативным каналам, таким как социальные сети, через родственников или работодателей. Должники делятся на две категории — одна платит до 15 дня просрочки, другая не платит вообще.

ВВП на душу населения в регионе, если сравнивать с Россией, в среднем ниже в 4–6 раз, что косвенно влияет на платежеспособность, уровень жизни и, как следствие, сумму займа. Число работоспособного населения в странах Азии — около 50–60%, примерно как у нас. Это и есть целевая аудитория финансовых организаций. Официальный уровень безработицы также примерно сопоставим: в среднем это около 5%.

Банковский счет в Азии имеется только у 50% населения. По ряду причин микрофинансовые компании в странах Азии гораздо популярнее банков. Открытие счета в банке может занять несколько дней. К тому же банки рекомендуют держать минимальный баланс на счете в размере $200. В качестве альтернативы население пользуется электронными кошельками, их можно открыть онлайн и бесплатно. Получить кредит сложно, не имея кредитной истории. Поэтому население берет займы в МФО в том числе с целью создания хорошей кредитной истории.

Различаются и цели, на которые берутся займы. Россияне берут займы в связи с непредвиденными обстоятельствами или на конкретные потребительские цели: ремонт, стройка, крупные покупки. Причиной обращения в МФО в Азии часто становятся спонтанные покупки, а сумма первого займа может составить от $20.

Берут займы на развитие бизнеса и малые предприятия. Банки запрашивают слишком много документов, поэтому предприниматели предпочитают прибегнуть к услугам микрофинансистов. Население в регионе к тому же занято сельским хозяйством и в целом не может предоставить многих отчетов.

Авторы: Леонид Корнилов, управляющий партнер международной финтех-группы «Финбридж» (Money Cat);
Игорь Ваданюк, акционер Money Cat
Источник - https://www.if24.ru