Юрий Мусиенко
Источник - https://merehead.com/ru

NFT, или невзаимозаменяемые токены, — это, пожалуй, самый быстро развивающийся сектор криптоэкономики. По данным NonFungible.com, общая капитализация значительных NFT-проектов с 2020 года выросла в десять раз, со 100 миллионов до без малого 10 триллионов долларов. При этом главные бенефициары этого роста — NFT-платформы, на которых можно чеканить и продавать свои NFT. Это руководство может помочь вам понять, что такое торговая NFT-платформа и как ее разработать с учетом вашего бюджета и временных рамок.

Типы NFT-платформы

Универсальные торговые платформы. Это торговые платформы вроде OpenSea, Rarible или Mintable, которые предлагают на продажу все виды невзаимозаменяемых токенов — от простых пиксельных картинок до доменных имен, строчек кода, музыки и коллекционных спортивных карточек. Они обычно бесплатны и позволяют любому пользователю создать свои NFTs на базе Ethereum или Binance Smart Chain (BSC).

Разработка подобной NFT-платформы подразумевает создание онлайн-магазина с интеграцией смарт-контракта и использованием основных стандартов для чеканки невзаимозаменяемых токенов (ERC-721, ERC-1155, dGoods, NFT Cosmos, BEP-7, TRC-721, FA2 и других). Зарабатывают такие проекты в основном на комиссиях.

https://merehead.com/blog/wp-content/uploads/DappRadar.png

Специализированные NFT-платформы. Это нишевые проекты, заточенные под определенные типы NFT. Например, платформа NBA Top Shot — это то место, где можно купить NFTs с короткими видеороликами и GIFs лучших моментов NBA, на Valuables — продаются твиты, Looking Glass Factory — голограммы, Foundation — произведения искусства избранных художников. Есть еще NFT-платформы, где артисты, спортсмены, кинозвезды и прочие знаменитости выпускают собственные NFTs для сбора средств на благотворительные цели.
Разработка специализированных платформ почти идентична созданию  платформ универсальных, но нишевый вариант предпочтительнее, поскольку такие проекты менее рискованные благодаря возможности сконцентрироваться на одной нише и целевой аудитории. Это повышает эффективность UX/UI и маркетинга.

https://merehead.com/blog/wp-content/uploads/Possible-platforms-for-NFT-launching.jpg

Онлайн-галереи NFT-коллекций. В отличие от торговых площадок, галереи не позволяют чеканить, продавать, покупать или менять невзаимозаменяемые токены. Это просто интернет-вариация обычных галерей, где владельцы показывают свои NFTs и организуют тематические выставки и шоу. Их делают для популяризации концепции невзаимозаменяемых активов и/или привлечения пользователей на другие сайты, где можно купить или продать выставленные в галерее NFTs.
Онлайн-галереи — это самый простой и доступный вариант NFT-платформы, разработка которого требует намного меньше времени и денег, так как здесь не нужна интеграция с блокчейном и смарт-контрактами. Обычно такие площадки зарабатывают с помощью рекламы и реферальных программ.

Бизнес-модель и монетизация

Разработанная вами NFT-платформа может функционировать как обычная коммерческая компания с централизованным руководством — таких на рынке большинство. Однако это не единственный вариант. Блокчейн позволяет создать децентрализованную торговую площадку, функционирование и управление которой будет полностью или частично отдано алгоритмам и/или распределено между пользователями площадки (владельцами нативных токенов NFT-платформы).

Что касается монетизации, то платформы для чеканки и продажи NFT обычно получают прибыль от различных потоков. Вот самые популярные варианты.

Торговые комиссии. Это, пожалуй, самый распространенный (потому что самый простой) способ монетизации NFT-маркетплейсов. Его суть в том, что каждый раз, когда на площадке происходит продажа токенов, с транзакции взимается сравнительно небольшая комиссия. Например, на OpenSea — это 2,5% от стоимости NFT, и их платит покупатель, тогда как создатель токена оплачивает лишь газ при первом размещении. На Ethernity Chain комиссия составляет 10% (5% — доход сайта, 5% — эксплуатационные сборы).

Плата за ввод/вывод денег. Также площадка может взимать плату за использование традиционных финансовых инструментов (банковский счет, карта, PayPal) при оплате лота или выводе полученных монет (например, 1-5%). В этом случае плата взимается за скорость, удобство и доступность.
Реклама и продвижение. Это могут быть как привычная контекстная реклама, так и инструменты для продвижения лотов внутри NFT-платформы: попадание в топ листинга, другой цвет лота, место в рекомендациях и т. п.).

Листинговые сборы. Это довольно редкая модель монетизации, суть которой в том, чтобы брать небольшую сумму денег или процент от стоимости NFT за его размещение на площадке. Такой вариант монетизации подойдет для NFT-галерей и очень популярных платформ, но не для всех типов NFT.

Принцип работы NFT-платформы

Если вы собираетесь создать NFT-платформу, то вам нужно понять, кто и каким образом будет ее использовать. Так, если это будет торговая площадка, на которой пользователи смогут самостоятельно чеканить, продавать и покупать токены, то у вас будут три роли пользователей: продавец, покупатель и администратор. Вот как они будут использовать вашу торговую площадку для достижения своих целей.

Сторона покупателя NFTs:

Покупатель/продавец сможет использовать NFT-платформу после регистрации. Если учетная запись уже создана, пользователь должен пройти авторизацию: логин/почта + пароль, иногда — 2fa.
Дальше пользователь должен настроить свой криптовалютный кошелек (TrustWallet или другой Web3-кошелек). Нужно связать учетную запись на сайте / в приложении с биржами для торговли / хранения цифровых активов. Этот шаг также общий как для продавца, так и для покупателя.
Если покупатель хочет приобрести цифровой актив, он должен использовать поиск и листинг для выбора интересующего его NFT. Процесс покупки — стандартный, оплата — фиксированная или аукцион.
Стоимость покупки NFT обычно состоит из цены самого NFT (указывает продавец) + маржа площадки + плата за газ.

Сторона продавца NFTs:
Обычно на NFT-платформе продавцы могут создавать собственное пространство для чеканки и управления своими NFTs и их коллекциями. В то же время у продавцов должна быть возможность легко и быстро перенести свои NFT-коллекции с других платформ на вашу торговую площадку.
Перед созданием невзаимозаменяемых токенов продавцы должны выбрать платформу для хранения своего токена и способ хранения привязанного к нему изображения, видео, gif или иного файла (обычно это IPFS).
Дальше продавец должен указать спецификации и важные детали: название, и цену NFT, ключевые показатели, распределение токенов, и указать, к какой категории будет относиться созданный токен или коллекция токенов.
После оплаты транзакционных комиссий смарт-контракт отчеканит NFT, и продавец может выставить его на продажу. Когда будет найден покупатель, стороны могут согласовать способ оплаты и, возможно, пересмотреть цену.

Сторона администратора:
Список созданных на платформе NFT.
Список пользователей с их торговой историей.
Возможность удаления ненужных и дублированных NFT.
Редактирование поисковых фильтров и добавление категорий.
Настройка добавления пользователей в белый и черный списки.
Редактирование способов и структуры сборов с продавца и покупателя.
Настройка интеграции с IPFS для хранения файлов.
Возможность редактирования списка услуг.
CMS для редактирования FAQ и др.
Прочие возможности.

Основные и дополнительные функции

Следующее, с чем нужно определиться в процессе разработки собственной NFT-кошелька или платформы, — выбор нужных вам функций. Если вы хотите создать такую площадку, как OpenSea, то наиболее важными компонентами ее архитектуры будут:
Интеграция блокчейна. Ваша торговая платформа должна работать со всеми популярными сетями блокчейнов — Ethereum, Binance Smart Chain (BSC), Ripple, Cords — и сетями на базе IBM Blockchain. Это необходимо для увеличения охвата аудитории, а также простого и быстрого переноса NFTs на вашу торговую площадку.

Быстрый вход через соцсети. Прошли времена, когда людям хватало терпения на заполнение форм входа с несколькими полями. Сегодня вход в систему по одному клику — это не бонус, а необходимость, поэтому, разрабатывая свою NFT-площадку, не забудьте предоставить своим пользователем такую возможность.

Чеканка/создание NFTs-активов. Для этого вам нужно разработать или использовать шаблон смарт-контракта для генерации невзаимозаменяемых токенов, проверки данных, создания новых блоков и записи их в цепочку блокчейна. При этом вам нужно заранее продумать, хотите ли вы реализовать NFT с предоплатой за газ или вы хотите ввести разрешить медленную добычу, которая не требует газа.

https://merehead.com/blog/wp-content/uploads/Token-producing-algorithm.png

Стандарты токенов. Кроме того, вы также должны заранее продумать, какие стандарты NFT-активов будет использовать ваша платформа. К примеру, OpenSea поддерживает все популярные стандарты, включая ERC-721 и ERC-1155.
Витрина NFT-активов. Это лицо вашей платформы, где пользователи могут просматривать выставленные на продажу токены, их описание и условия сделки, такие как название, стоимость, история цен, создатель, окно аукциона и прочее.

Навигация и панель поиска. Чтобы обеспечить плавное путешествие по платформе и приятный пользовательский опыт использования вашей платформы, важно спланировать, какой должна быть по ней навигация — как пользователи будут искать нужные им функции и токены. Это должно быть максимально просто.

Расширенные поисковые фильтры. Убедитесь, что представленные на NFT-платформе токены можно легко и быстро найти по заданным в поисковой системе и фильтрам: цена, статус, категория, дата добавления в листинг и прочее.

Эффективные объявления. Страница токена может как способствовать его продаже, так и отталкивать покупателей. Чтобы торговые карточки эффективно продавали, они должны быть одновременно лаконичными и информативными, т.е. включать все важные описания и детали выставленных на продажу NFT-активов.

https://merehead.com/blog/wp-content/uploads/Example-of-an-effective-advertisement-on-OpenSea.png

Безопасный доступ к кошельку. Из-за взломов криптовалютных бирж данная опция стала одной из самых важных при разработке блокчейн-проекта.
Аналитика (история цен). Большинство торговых площадок NFT предлагают несколько опций для анализа рынка и собственной торговой активности.

Отзывы и рейтинги. Эти вещи полезны для создания атмосферы доверия на платформе, а также предотвращения мошенничества и неэтичного поведения (оскорбление, расизм, ксенофобия, притеснение меньшинств и т. п.).

Коллекции NFTs. Возможность группировать NFT в коллекции для продавцов или предлагать их для покупки хорошо резонирует с запросами пользователей. Поэтому, когда будете запускать собственную NFT-платформу, реализуйте и такую опцию.

Торги/аукцион. На таких сайтах, как OpenSea или Rarible, доступны следующие типы ставок (но не ограничиваются ими):

Объявления с фиксированной ценой. Как следует из названия, в этом случае токены продаются по фиксированной цене, указанной в лоте. Цену указывает продавец, и он может изменить ее по своему усмотрению в любой момент.
Аукцион первой цены с запечатанными предложениями. В этом случае все участники подают заявки одновременно, и никто не знает стоимости, которую предложили другие игроки. Выигрывает предложивший самую высокую цену.
Аукцион второй цены, или аукцион Викри. Условия — как в аукционе первой цены, но победитель платит не свою, а вторую по величине ставку.
Голландские аукционные листы. Продавец указывает начальную и конечную цены, и промежуток времени, в течение которого он хочет продать токен.
Английский аукцион. Здесь продавец устанавливает минимальную цену для своих объявлений и ждет ставок. Сделка заключается, как только продавец находит приемлемую ставку. Такие торги популярны на eBay.

Архитектура, технологический стек и API

Архитектура платформы. Под этим термином обычно имеют в виду структуру страниц и программной части площадки. Ее создают, чтобы визуально представить логику и навигацию разрабатываемого программного обеспечения и способы взаимодействия между всеми его составляющими.
Вот как может выглядеть архитектура NFT-платформы:
https://merehead.com/blog/wp-content/uploads/WizKey-nodes-services-and-client-architecture-and-their-connection-to-the-Ethereum-blockchain.png

Пример технического стека серверной части NFT-платформы:
Блокчейн: Ethereum, Binance Smart Chain.
Стандарттокена: ERC721, ERC1155, BEP-721, BEP-1155.
Смарт-контракты: виртуальная машина Ethereum или BSC.
Базы данных SQL: MySQL, PostgreSQL, MariaDB, MS SQL, Oracle.
DevOps: GitLab CI, TeamCity, GoCD Jenkins, WS CodeBuild, Terraform.
Базыданных NoSQL: MongoDB, Cassandra, DynamoDB.
Поисковые системы: Apache Solr, Elasticsearch.
Языки программирования: Java, PHP, Python.
Фреймворки: Spring, Symphony, Flask.
Кэш: Redis, Memcached.

Пример технического стека фронтенда NFT-платформы:
Языки программирования для веб: Angular.JS, React.JS и Vue.JS.
Языки программирования для App: Java, Kotlin для Android и Swift для iOS.
Архитектура: MVVM для Android и MVC, MVP, MVVM и VIPER для iOS.
IDE: Android Studio и Xcode для
SDK: Android SDK и iOS SDK.

Процесс разработки NFT-платформы
Процесс кастомной разработки NFT-маркетплейса обычно состоит из четырех основных этапов: открытие проекта, проектирование и разработка, обеспечение качества и запуск — развертывание и поддержка после разработки.

№ 1. Открытие проекта

Первый шаг требует от вас и вашей команды разработчиков изучить детали вашего проекта и определить:
-нишу вашего проекта;
-уникальное коммерческое предложение;
-стандарт NFT (ERC-721, ERC-1155, BSC и т. д.);
-цели, боли, поведенческие паттерны ЦА;
-маркетинговую стратегию проекта.

Когда вы получите предварительные ответы, нужно провести бизнес-анализ и составить техническое задание. Бизнес-анализ поможет понять, что лучше — открытая платформа или платформа только для приглашенных, в какой нише у вас больше перспектив и т. п. Тогда как техническое задание должно включать полную техническую инфраструктуру площадки, дизайн, бэкенд и фронтенд.

№ 2. Проектирование и разработка
Когда технические моменты и прочие нюансы оговорены и одобрены заказчиком, команда дизайнеров и инженеров-программистов приступает к разработке всех необходимых элементов NFT-платформы: интерфейс, бэкенд, смарт-контракты, мобильные приложение, если это необходимо. Данный процесс обычно разделен на этапы — шаги и выполняется последовательно с привлечением узкопрофильных специалистов для решения профильных задач и/или консультации команды-разработчика или заказчика.

Вот краткое описание важных моментов:

UX/UI-дизайн. Вам необходимо создать прототип, выбрать цвета бренда, разработать макеты пользовательских страниц и придумать окончательный дизайн платформы. Не стоит недооценивать этот этап, так как интерфейс — это то, что увидят ваши конечные пользователи. И именно от его внешнего вида, простоты и удобства больше всего зависит успех проекта.
Back-end и смарт-контракты. На этом этапе реализуется вся серверная часть вашей NFT-платформы. И поскольку она создается на базе блокчейна, то этот процесс немного отличается от аналогичного процесса при создании обычного маркетплейса. К примеру, ваша площадка должна поддерживать операции со смарт-контрактами, криптокошельками и обеспечивать механизм аукциона.
Front-end. Основная задача на этом этапе интерфейса — обеспечить плавную навигацию, быструю работу, надежность и хорошую производительность.

№ 3. Тестирование созданного продукта
Когда NFT-платформа будет готова, команда QA-специалистов выполняет несколько проверок всех его функций, таких как регистрация, создание профиля пользователя, оплата, привязка кошелька и т. д., чтобы выявить любые ошибки и проблемы с производительностью. Кроме того, также проводится аудит безопасности смарт-контрактов. После устранения неполадок и настройки продукт можно считать готовым к запуску.

№ 4. Развертывание и поддержка
Когда тестирование продукта завершено, можно приступать к развертыванию платформы на рабочем сервере и публикации в сторах, если есть мобильное приложение. Кроме этого, вашей NFT-платформе также могут потребоваться обслуживание и регулярные обновления.

Стоимость создания NFT-платформы
https://merehead.com/blog/wp-content/uploads/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-NFT-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B.jpg

Часто задаваемые вопросы

Что такое NFT?

NFT - это уникальный цифровой сертификат на блокчейне, который доказывает право владения любым активом токена. Технический аспект невзаимозаменяемых токенов показывает нам, что технология работает на блокчейне и смарт-контрактах. Все точно так же, как с криптовалютами. Если вы продаете или передаете NFT, будь то JPG, GIF, MP3, MP4 или STL, отправьте информацию о транзакции, и контрагенты будут добавлены в децентрализованный реестр.

Какие бывают типы NFT-платформ?
Существует несколько основных типов платформ NFT: Универсальные торговые платформы - это платформы, такие как OpenSea, Rarible или Mintable, которые предлагают на продажу все виды невзаимозаменяемых токенов, от простых пиксельных изображений, доменных имен, строк кода, музыки и коллекционных спортивных карточек. Обычно они бесплатны и позволяют любому создавать свои собственные NFT на основе Ethereum или BSC. Специализированная NFT-платформа - это нишевые проекты, ориентированные на определенные типы NFT, где вы можете покупать NFT с короткими видеороликами и GIF, продавать твиты, голограммы и искусство избранных художников. Кроме того, существуют платформы NFT, на которых художники, спортсмены, кинозвезды и другие знаменитости выпускают свои собственные NFT, чтобы собрать деньги на благотворительность.

Как я могу монетизировать свою платформу NFT?
Платформы для продажи NFT обычно получают прибыль от различных потоков. Существуют самые популярные варианты, такие как торговые комиссии, комиссии за ввод / вывод, реклама и продвижение, а также листинговые сборы.

Какие основные функции должны иметь платформы NFT?
Наиболее популярными и базовыми компонентами архитектуры торговой площадки NFT являются интеграция с блокчейном, быстрый вход через сайты социальных сетей, создание / создание активов NFT, окно NFT-активов, панель навигации и поиска, расширенные фильтры поиска, торги / аукционы.