Количество предприятий, работающих по франчайзингу, в Украине постепенно увеличивается

Начиная бизнес, предприниматель всегда рискует. Многое приходится делать впервые, наладить многие процессы, сформулировать концепцию, получить все разрешения, найти поставщиков и, наконец, раскрутить свое имя, поэтому наладить деятельность можно только методом проб и ошибок, потеряв немало средств и времени. Чтобы свести к минимуму всю эту мрака, в мире придумали франчайзинг, то есть возможность приобрести право использовать уже готовую торговую марку и ее опыт.

Связанные одной сетью
Скажем, в городе N есть какое-то успешное предприятие (к примеру, заведение общественного питания), оно действует много лет, имеет хорошую репутацию, знает, что нужно потребителю, то есть успешным и прибыльным. Естественно, что владелец не хочет останавливаться на достигнутом и открывает аналогичное предприятие в другом микрорайоне или соседнем городе.Чтобы не изобретать велосипед, второе предприятие работает по принципу уже существующего, таким образом уменьшая риски банкротства. Фактически ценностью уже не только активы этого предприятия, а и сама система, благодаря которой можно получить прибыль. Поэтому владелец решает и дальше расширять сеть, но уже открывая не собственные точки, ему это не нужно. Он создает франшизу, — предложение, в которую прописывает все составляющие своего бизнеса, некие тайны, которые должны обеспечить прибыль, а за определенную сумму продает право открывать такие же заведения, работающие с его принципами. Вместе с вывеской он делится и секретами ведения бизнеса: особенностями интерьера, поставщиками, меню и т.д.. Таким образом новый предприниматель имеет все шансы зарабатывать сразу, сэкономив много времени и денег. Кроме того, франчайзорами (т.е. фирмами, дают в аренду на собственное имя и становятся прототипами для клонирования) часто становятся действительно известные предприятия, даже названия которых вызывают у потребителей доверие, а соответственно и спрос на товары и услуги этого бренда.

Словно за каменной стенойФранчайзинг
- Франчайзинг - это очень безопасный по сравнению с другими способами вариант, ведь в материнской компании отработали всю модель к деталям, — объясняет финансово-инвестиционный советник .- Благодаря тому, что бизнес готов, предприятие выходит на уровень 90% той прибыли, которую имеет главный офис.

Такую технологию ведения бизнеса используют уже более сотни лет во всем мире, благодаря франчайзингу на украинский рынок пришло много мировых брендов, захватив с собой и методы ведения бизнеса. Наиболее известными сетями, которые работают по франчайзингу, является «Макдональдс», «1СБухгалтерия», «Пицца Челентано», «Форнетти» и т.п..

- Несмотря на то, что франчайзинг называют одним из методов, который позволяет сэкономить на инвестициях, это достаточно дорогая вещь, — объясняет экономист. - Ведь сама франшиза стоит недешево, кроме того, часто требуется вложить средства в оборудование, товар (в зависимости от того, чем занимается предприятие). Также часто за использование бренда нужно платить еще и деньги — периодические платежи (могут быть фиксированными или проценты от оборота). Зато получаете целую программу поддержки, которая включает помощь в создании и развитии бизнеса, право пользоваться известной торговой маркой, производственную и маркетинговую технологии, обучение персонала, выгоду от рекламных кампаний (проводимых материнская структура) и другие.

За помощь — тотальный контроль
Хотя с использованием франчайзинга рисков у предпринимателя меньше, но они все же существуют.

- Даже несмотря на то, что франчайзер делится рецептом успешного бизнеса (и прогнозируемо все должно пойти), все равно остается немало рисков, скажем, неправильно выбрали местоположение, подобрали персонал, вовремя и нерационально проводили закупки и т.д., — объясняет эксперт. - Кроме того, владелец (или управляющий) все равно должен выполнять обязанности и директора, и финансового менеджера, принимать много ответственных решений, даже если план развития предприятия прописаны во франшизе. Поэтому есть возможность принять неправильные решения и потерять.

Более того, очень трудно оценить, сработает система материнской компании в регионе, целесообразно использовать ее в конкретной области, в конкретном городе, микрорайоне и т.д.. Добросовестные франчайзеры относятся к этому ответственно, и главный офис прежде чем продать франшизу, проверяет будущего партнера (франчайзи), его условия, размещение и качество помещения и определяет, есть ли смысл сотрудничать с ним. Иногда роль играет населения города (региона), доходы людей, профессии, наличие фирм-конкурентов и т.д.. Есть просто иметь средства на приобретение франшизы-недостаточно.

Особого внимания заслуживают отношения франчайзи с головной компанией, последняя оставляет за собой право отслеживать деятельность и порядочность предприятия, ведь от того, насколько качественно он будет работать, зависит ее прибыль и репутация бренда . Кстати, такой сверх-контроль не слишком нравится украинцам. И наоборот, положение на рынке того, кто арендовал бренд, будет напрямую зависеть от действий того, кто продал франшизу.

В Украине больше перспектив в услугах, меньше — в продаже товаров перспектив в услугах
Предприятий, работающих по франчайзингу, еще недавно в Украине было немного, но постепенно их количество увеличивается, новые названия появляются во многих областях.

- Это и банковские учреждения, и страховые компании, заведения питания, развлекательные центры, и, конечно, магазины. Зато нет ни в гостиничном бизнесе. Вообще, популярный здесь франчайзинг характеризуется тем, что у нас есть большое количество предпринимателей, их в разы больше, чем в других городах Украины. Поэтому торговая сеть не может априори быть богатой. А вот в сфере услуг (ремонт авто, химчистки, школы детского развития и т.п.) франчайзинг развиваться очень быстро. Это вообще очень выгодно, ведь нужно минимальное количество вложений.

Выбрать франчайзера довольно трудно, хотя стоимостных предложений на рынке много. В настоящее время действует несколько мощных Интернет-ресурсов, на которых можно найти базу предприятий, предлагающих франшизы. С 200-300 таких фирм только 100 действительно заслуживают внимания и имеют успешную материнскую структуру, опыт которой целесообразно использовать. Тем, кто интересует такими предложениями, следует сначала определиться с направлением, в котором хотели бы работать (общественное питание, услуги и т.д.), объемом инвестиций,, которые они могут вложить, а уже потом рассматривать предложения.

Выгодно или нет?
Преимущества

Поддержка главного офиса по различным вопросам;

Узнаваемая торговая марка (а значит и большое количество клиентов);

Готовые решения

Недостатки
Высокая стоимость франшизы и ее обеспечение;

Франчайзи не имеет права вести бизнес по своему усмотрению;

Обязан использовать наименование и систему франчайзера под его постоянным контролем.

http://www.o-invest.com/franchajjzing-b … endu-brend